Антон Яковлев
Главная \ Интервью и Биографии \ Антон Яковлев - Интервью "Встречи на Невском" после "Крестов"
- Антон, судя по первым тридцати годам Вашей жизни, ничто не предвещало столь разительных метаморфоз: из высокого искусства к блатной пес- не... Почему так жизнь распорядилась?
- Возглавив петербургское отделение "Радио Роке", Саша Фрумин привлек меня с моим другом Андреем Пирогом к созданию музыкальных роликов. У нас с Андреем была редкая для тех времен компьютерная музыкальная техника. Так вот я одним из первых в Петербурге начал сочинять аудиоролики.
- Откуда же у Вас взялась эта редкая аппаратура?
- Наш приятель женился на дочке Мариса Янсонса
(известного дирижера. - Прим, авт.), что привез из-за границы музыкальный
компьютер, который мы упросили продать нам. На этом инструменте я делал свой
композиторский диплом, с которым ездил на Всемирный фестиваль композиторов в
Амстердам (по тем временам это было нечто!), сочинял на этом компьютере
музыку к фильмам. У нас в консерватории царил дух творчества, свободы, и все
новации только поддерживались.
На этом компьютере была записана и заставка радиопрограммы Александра
Фрумина "Ночное такси": "Если с вами ночное такси, ничего не случится в
дороге..."
- Знаю, это поют "Братья Жемчужные"...
- Нет, это я сам пою! После заставки возникла идея, чтобы я записал целый альбом в стилистике программы "Ночное такси". Так я, по сути дела, впервые окунулся в русский шансон.
- Вряд ли выпускник "консы" хорошо знал этот жанр...
- Почему же? Я его знал по кассетам, что крутились у моего дедушки Ивана Александровича Яркина, который живет в Рождествено. По тем временам эти записи купить в магазине было нереально, а дед оказался большим любителем, как их тогда называли, "эмигрантов" - Аркадия Северного, Вилли Токарева, Миши Шуфутинского. Разумеется, присутствовали у него в коллекции в полном объеме и записи Владимира Семеновича Высоцкого. Так что это тоже - мои университеты.
- И все же неужели консерваторский композитор, слушая дедушкины песни, не думал: "Примитив-то какой!"
- Я не понимаю, что такое - примитив. Знаете, примитивно - это когда бездарно. Но даже самое простое, сделанное талантливо, язык не повернется назвать примитивом. В русском шансоне же великое множество произведений, что сделаны людьми по-настоящему одаренными. Поэтому и жанр для меня интересен. Талантливый человек может сделать и простое, и сложное, а бездарный - ни того, ни другого.
- "Кресты" - Ваша самая известная песня. В ней чувствуется хорошее знакомство автора с "описываемым явлением"...
- Намек понят, но в "Крестах" бывал только как наблюдатель, как артист, выступавший в концертах для содержащихся там людей. После первого такого концерта нас с "Братьями Жемчужными" повели показывать это заведение "изнутри". Впечатление было тяжкое, сама обстановка "Крестов" меня поразила, убила... Да, впрочем, что говорить об этом: в вашем журнале не раз писалось об убийственном состоянии этого знаменитого петербургского тюремного изолятора.
- А, кстати, зачем артистов водят по "Крестам" на "экскурсию"?
- В этом есть свой смысл. Лучше, взглянув на все
это, перетряхнуть свою жизнь и подумать, как туда не попадать. Но даже если
вы потом там окажетесь, то после "экскурсии" внутренне будете ко всему
готовы.
После посещения "Крестов" попались мне на глаза стихи Сергея Махотина, члена
Союза писателей, известного прозаика и поэта, - и очень быстро появилась на
свет песня "Кресты".
- В прессе доводилось читать, что там, в "Крестах", к Вам. Антон, подошел человек в униформе и передал тетрадку со своими стихами... Это не легенда?
- Это правда. В этой тетрадке оказалось несколько стихотворений, которые впоследствии тоже стали моими песнями. Его звали Игорь Фетюков - сейчас он освободился, живет в Петербурге, трудится, пишет песни.
- Неужели песни с названием "Кресты" раньше ни у кого не было?
- Я сам этому удивлялся...
- Поистине все гениальное - просто!
- Эта песня, едва появившись на свет, получила множество откликов и от людей, чьи судьбы связаны с "Крестами", и от тех, кто об этом ничего не знал. Песню продолжают часто заказывать по заявкам радиослушателей "Русского шансона". Песня, словом, живет какой-то своей самостоятельной жизнью, от нас, авторов, уже не зависящей. Хочу я этого или не хочу, но очень многие ассоциируют мое имя именно с песней "Кресты". Хотя мне самому ближе свои лирические баллады.
- Часто Вас приглашают петь в "Кресты"?
- Я там много раз выступал. И не только там, а в самых разных заведениях подобного плана. Стараюсь не отказываться от таких встреч.
- В отличие от многих авторов-исполнителей русского шансона Вы не любите выступать под инструментальную фонограмму, а предпочитаете петь со своей группой...
- Мне приятно, что трое моих музыкантов стали недавно лауреатами джазового фестиваля, который проводил мэтр жанра Давид Голощекин. А это молодые ребята - Максим Некрасов (губная гармошка), Алексей Шихов (ударные), Сергей Андрухов (клавишные).
- Антон, были в Вашей жизни моменты, когда Вы тоже могли оказаться "вне закона"?
- Как и у каждого человека, конечно же, были. Начни копать под каждого из нас - и три- пять статей УК вам обеспечено.
- Как Вы относитесь к "теории" Ивана Кучина, что тот, кто не был в местах не столь отдаленных, не имеет морального права писать об этом...
- Так может говорить только человек, ассоциирующий
русский шансон исключительно с блатной, лагерной, тюремной песней. Я же
считаю, что русский шансон - это огромный пласт некоммерческой песенной
культуры, в который входят и городской романс, и городской фольклор, не
имеющие к зоне и лагерям ни малейшего отношения.
Звуковую дорожку альбома "Встречи на Невском" мы записали живьем на студии "Добролет",
это была очень интересная работа для меня, музыканта, выросшего на
компьютерной музыке.
Мы, например, заново переаранжировали и переиграли песню "Мой кореш" из
альбома "Кресты", и она стала производить совсем другое впечатление.
- Кто Ваши соавторы-поэты?
- Сергей Махотин, Дмитрий Рубин, Георгий Пицхелаури, Виктор Федоров... Предпочитаю работать с профессионалами. Есть среди моих соавторов и легендарный петербуржец Глеб Горбовский, автор таких шедевров жанра, как "Сижу на нарах, как король на именинах", "Когда фонарики качаются ночные"...
- Антон, почему все-таки Яковлев не может прорваться в когорту звезд первой величины русского шансона, не может обрести еще большей популярности? Есть мнение, что это происходит от Вашего совмещения серьезной, трудной работы на радио с музы- кой...
Однозначно - поэтому! Музыкой, своей карьерой нужно заниматься каждодневно -записываться, выступать, заниматься своим промоушном. Значит, нужно мне оставлять работу и, думаю, через полгода-год подобных вопросов возникать не будет.
- Так почему же Вы этого не делаете?
- Нашу страну бросает то в жар, то в холод, а для того, чтобы чего-то большего добиться в музыке, надо мне на полтора года, на год отказать себе во всем. А раз себе, то значит и семье, детям. Это серьезно.
- Вы относитесь к редким скромникам: являясь программным директором двух радиоканалов, не пользуетесь служебным положением - песни Яковлева можно услышать там весьма редко...
- Может быть, это оттого происходит, что я отношусь к тем авторам, кто любит свои произведения исключительно до их воплощения в аудиозапись. А после сведения альбома я начинаю свои песни тихо ненавидеть. Тот, кто будет крутить их по радио, станет моим личным врагом (улыбается). И вообще известно, что я способен на большее.
- В чем Вы видите свой вклад в становление жанра русского шансона?
- При формировании репертуарной политики нового радиоканала "Русский шансон" мне удалось убедить всю нашу творческую команду, что надо расширить понятие "русский шансон" от блатной песни до всего его разнообразия, включив сюда и бардовскую музыку, и городской романс, и акустический русский рок. Я рад, что слушатели меня поддержали. В своих альбомах я тоже стараюсь не зацикливаться на чем-то одном.
В. КАЗАКОВ,
М.САДЧИКОВ
Фото С. Гурецкого
«Вне закона» №35, 30.8.199